Аграрный вестник Урала № 03 (182) 2019
ЭкономикаУДК:338.436.33:001.895
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЛАТФОРМЕННОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ
Все больше компаний, работающих в сферепереработки сельскохозяйственной продукции, проявляют интерес к возможностям,которые открываются в результате использования платформенной модели организациибизнеса. Поэтому вопросы, связанные с поведением многосторонних рынков, описаниемплатформ и перекрестных сетевых эффектов, занимают лидирующее положение висследованиях ученых-экономистов всего мира. Становление многостороннихплатформ как нового направления в бизнесе, изменившего в значительной степениментальные установки отраслевых элит, связано с развитием интернета и цифровыхтехнологий. Авторами статьи определены возможности использования многосторонних платформ не только дляувеличения количества участников и, как следствие, получения сетевого эффекта ироста продаж, но и как инструмента для развития инновационной деятельностипредприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, принявших платформеннуюбизнес-модель. В статье определены основные функции многосторонних платформ (привлечениеучастников, обеспечение коммуникаций, установление правил и стандартов, создание ценности длявсех групп участников). Исследуютсяпроцессы создания стоимости, характерные для платформенной модели организациибизнеса. Показано, что сетевые эффекты являются ведущим фактором эффективногомасштабирования платформы, основой ее привлекательности для участников. Разработанасхема многосторонней платформы для пищевой и перерабатывающей промышленности,обладающей возможностью генерировать несколько потоков доходов: первыйпоток – от взаимодействия предприятия аграрной сферы с поставщиками; второй поток– от взаимодействия такого предприятия с потребителями; третий поток – от взаимодействияпоставщиков с потребителями предприятия аграрной сферы. Выделены преимущества платформенной бизнес-моделипо сравнению с традиционной линейной моделью организации бизнеса предприятийпищевой и перерабатывающей промышленности.
Ключевые слова:
платформенная бизнес-модель, многосторонняя платформа, сетевые эффекты, инновационная деятельность, предприятие пищевой и перерабатывающей промышленности.
Список литературы:
1. Alonso R., Dessein W., Matouschek N. Organizing to adapt and compete: work-ing paper. – Los Angeles : University of Southern California, 2014.
2. Belleflamme P., Peitz M. Platform Competition: Who Benefits from Multi-homing? // International Journal of Industrial Organization. Published online: 6 April 2018. URL: https://doi.org/10.1016/j.ijindorg.2018.03.014.
3. Lin M., Wu R., Zhou W. Two-Sided Pricing and Endogenous Network Effects. Mimeo. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2426033.
4. Peitz M., Reisinger M. Media Economics of the Internet // In: S. Anderson, D. Stromberg, J. Waldfogel (eds.). Handbook of Media Economics. 2016. Vol. 1A, North Hol-land. Pp. 445–530.
5. Hagiu A., Wright J. Multi-Sided Platforms // International Journal of Industrial Organization. 2015. Vol. 43. URL: https://ssrn.com/abstract=2794582.
6. Rysman M., Schuh S. New innovations in payments // In: S. Greenstein, J. Lerner, S. Stern (eds.). Innovation Policy and the Economy. 2017. Vol. 17. Pp. 27–48.
7. Fishman R., Sullivan T. The Internet of “Stuff Your Mom Won’t Do for You An-ymore” // Harvard Business Review. 2016 (b). 26 July. URL: https: //hbr.org/2016/07/theinternet-of-stuff-your-mom-wont-do-for-you-anymore.
8. Gawer A. R., Cusumano M. A. Business Platforms, International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. 2nd edition. Elsevier, 2015. – Pp. 337–342.
9. Hagiu A., Rothman S. Network Effects Aren’t Enough // Harvard Business Re-view. 2016. No. 4. URL: https://hbr.org/2016/04/network-effects-arent-enough.
10. Соколов К. О., Соколова М. И. Условия формирования экономики знаний в агропромышленном комплексе // Международный технико-экономический журнал. 2014. № 1. С. 40–45.
11. Гиниева С. Б. Внутренний краудсорсинг как инструмент вовлечения персо-нала // Управленец. 2016. № 3 (61). С. 36–46.
Скачать статью в PDF: