Аграрный вестник Урала № 03 (121) 2014
ИсторияУДК:333.013.6(09)
АГРОЗООТЕХНИЧЕСКИЕ КУРСЫ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКИ КРУТОГО ПОДЪЕМА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: К ВОПРОСУ О ПОЗИЦИИ РУКОВОДСТВА И ОТНОШЕНИИ КРЕСТЬЯНСТВА (СЕРЕДИНА 1950-Х — СЕРЕДИНА 1960-Х ГГ.)
Анализируется работа одной из составляющих повышения продуктивности материальной сферы колхозного производства, действовавших на селе в послевоенное время, — агрозоотехнических курсов — в условиях поставленной руководством страны задачи крутого подъема сельского хозяйства в максимально короткие сроки. Рассматриваются причины их функционирования в новых социально-экономических и политических условиях и усиления внимания руководства партии и государства к их работе в этот период. Указывается, что в условиях низкой эффективности иных форм повышения интеллектуализации руководящих и технологических звеньев колхозного производства, в первую очередь таких, как привлечение работников управленческих структур отрасли всех уровней, а также промышленных предприятий, учреждений и организаций города, руководство партии и государства считало именно форму массового повышения сельскохозяйственных знаний всех членов колхозов быстрой, дешевой, с экономической точки зрения, правильной, с точки зрения коммунистической доктрины, формой повышения культурно-технического и интеллектуального потенциала работников колхозного производства в условиях решения задач по быстрому подъему сельского хозяйства в соответствии с потребностями страны и населения. Рассматриваются условия, в которых функционировали данные курсы, отношение к ним партийно-государственного аппарата и самих колхозников. Указывается, что кроме поставленной задачи улучшения работы этой формы обучения профессиональным знаниям, соответствующие партийно-государственные органы не обеспечили ни материально, ни организационно, ни финансово их работу. На местах довелось выходить из ситуации собственными силами, применяя для выполнения задачи разного рода приемы и методы административного, организационного и материального плана. Однако этого оказалось совершенно недостаточно. Колхозники не видели для себя необходимости их посещать. В результате курсы носили формальный характер. Многие руководители на местах даже не создавали их. Подчеркивается, что, несмотря на формальный характер их работы, партийное руководство продолжало рассматривать их и в новых социально-экономических условиях как эффективную составляющую системы подготовки мастеров колхозного производства.
Ключевые слова:
сельскохозяйственное образование, формы образования, агрозоотехнические курсы, интеллекту- ализация материальной сферы села, аграрная политика Н. Хрущева
Список литературы:
1. Кукурудза Ж. Б. Перетворення в галузі освіти (середина 1950-х — середина 1960-х гг.) : історіографія проблеми // Гілея. 2011. № 2. С. 312–316; Нікілєв О. Ф Вища і середня сільськогосподарська школа України і політика держави : до проблеми інтелектуально-професійного забезпечення трансформацій сільськогосподарської галузі середини 50-х —середини 60-х рр. ХХ ст. Україна і Росія : досвід історичних зв′язків та перспектив співробітництва. Збірн. наук. праць. Кривий Ріг, 2004. С. 198–209; Романюк І. М. Українське село в 50-ті — першій половині 60-х рр. ХХ ст. Вінниця, 2005.
2. Центральный государственный архив общественных организаций Украины (далее — ЦГАООУ). Ф. 1. Оп. 6. Д. 57. Л. 115. Д. 6923. Л. 20.
3. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. В 13 томах. Т. 4. М., 1968. С. 57.
4. ЦГАООУ. Ф. 1. Оп. 31. Д. 266. Л. 65; Д. 1692. Л. 27.
5. Там же.
6. Там же. Д. 266. Л. 64, 66.
7. Там же. Л. 64, 65.
8. Там же. Д. 372. Л. 115.
Скачать статью в PDF: